• b-facebook
  • Vkontakte - Black Circle
  • YouTube - Black Circle
  • Мамаш Скалка

Телица и пустота

Шофтим

В конце нашей главы упоминается о пространной заповеди, когда находят жертву, убийца которой не известен. В этом случае старейшины приходят к реке, и говорят, мол, “не наших это рук дело, убийцу мы не видели”, и далее просили Бога искупить Израилю за то, что такое случилось. Так как сам факт преступления наводит тень на весь народ.

Заповедь эта сегодня не применима по ряду причин. Однако ее духовный смысл и сегодня сохраняет свою актуальность. На иврите слово “жертва” - “халаль”; это же слово имеет смысл, как “пустота”. “Пустота” и “жертва” имеют общий смысл. И там, и там есть пустое. В “пустоте” это очевидно, в жертве же это что-то впустую потраченное. Как и в любом проступке, когда попусту расходуются силы и время. Пустые поступки, бессмысленные. То есть в результате проступка создается пустота вне территории смысла.

Когда старейшины говорили “не наших это рук дело, убийцу мы не видели” - они, таким образом, хотели часть вины убрать не только с себя, но и со всех остальных людей (правда, ведь очевидно же, что это не их рук дело). “Не наших это рук дело” - не ставь нам в вину эти проступки. Да, преступление совершено, да, ответственность лежит на ком-то, но посмотри: Ты сам в нас поставил в такое положение: мы не ангелы, мы постоянно имеем дело с материальными вопросами и на нашей ответственности не только свое благополучие, но и благополучие близких. Немудрено в такой ситуации и оступиться порой, и даже согрешить.

Приближаясь к Рош Ашана, хороши и полезны разного рода рефлексии касательно своего “облико морале”, ведь они делают нас чище и лучше, что, следовательно, влияет и на наше окружение, что, следовательно, улучшает наш новый год и делает его слаще!

Шабат шалом!