• b-facebook
  • Vkontakte - Black Circle
  • YouTube - Black Circle
  • Мамаш Скалка

Проклятие, которое становится благословением

На этой неделе мы праздновали день рождения основателя Хасидизма Баал-Шем-Това, и его ученика Алтер Ребе, который основал течение Хабад, как ветвь хасидизма. Да, они оба родились в один день и, наверное, это не случайно.

Первый из них сделал Иудаизм доступным многим людям, не входившим в элитарные круги талмудической школы. Второй структурировал учение Хасидизма и по сути облачил это учение - до сих пор весьма экзальтированное и эмоциональное в рамки разума.

Как пишет Алтер Ребе, хасидизм ничего нового не привнес в мир иудазма, а лишь освежил и обновил ряд старых, но забытых аспектов. Один из таких аспектов заключается в том, что проклятия и наказания упомянутые в Торе являются на самом деле великим благом для человека. Да, они весьма печальны и страшны, но это лишь их внешняя оболочка; их внутренний смысл и суть - добро и благо. Не понятно, не правда ли?

Вот простой пример. Родитель, наказывающий ребенка за переход на красный свет светофора. Очевидно, что родитель, переживающий за жизнь и здоровье ребенка, так должен поступить, даже если ребенку это неприятно.

В макро восприятии тоже самое. Человек предполагает, а Б-г располагает. И многое из того, что кажется нам плохим в данный момент может обернутся в хорошее. Вера в это - один из важнейших столпов иудаизма.

Можно просить: а как же болезни, катастрофы, войны, катаклизмы и террористические акты, в которых жертвами становятся невинные, а порой и лучшие люди (Дай Б-г, чтобы нас все это обошло стороной!)? Ответ на этот вопрос, как утверждают наши мудрецы в талмудической и другой литературе, мы узнаем в будущем, во времена Машиаха. Как пишет Маймонид: "ведь в то время не будет голода, войны, соперничества и зависти, а блага будет много, как земного праха". Видимо, быстро получить ответ на этот, наверное, самый тяжелый вопрос быстро не получается.

И завершение - одна из моих любимых историй. Один молодой человек где-то в семидесятые годы в СССР решил начать соблюдать кашрут дома. Ясно, что выполнить это в те годы было, мягко говоря, не просто. В общем, дома он запретил родителям использовать на кухне обычное мясо. Теперь разрешенное мясо было только то, что он сам купил и только то, что прошло забой у резника в синагоге. Рассказывая эту историю, говорили, что это подразумевает Тора, когда пишет в проклятиях (нашей главы) "и будешь есть мясо своих сыновей".

Вот как самое плохое переворачивается в самое хорошее.

Хорошей Субботы!

Алтер Ребе