• Мамаш Скалка

Еврейская двуликость

Громкая история с ярким сюжетом приведена в нашей недельной главе "Толдот". История об обмане Яакова. Отец Яакова, Ицхак, желает благословить своего старшего сына Эйсава, однако, мать, Ривка считает, что благословения должен получить младший сын, так как его поведение более праведное. Что же она советует Яакову? Она советует явиться перед незрячим отцом, отдеть на руки волосатые шкуры, чтобы при прикосновении отца больше походить на брата (который, как известно, был "человеком волосатым") и сказать отцу, мол, "Я Эйсав, сын твой", то есть схитрить. В этом, кстати, как говорят мудрецы и есть смысл имени Яаков — "обхитрит".


Неужели такому уроку хочет научить нас Тора? Хитрить? Обманывать? И еще неясно: почему Ицхак, праведный патриарх, желает благословить своего неправедного сына?


Отвечая сначала на второй вопрос, давайте посмотрим на отца, Ицхака, человека олицетворяющего качество строгости. Он строг к себе, и от детей ждет тоже строгого к себе отношения. Он надеется, что Эйсав однажды поймет ожидания отца и начнет жить соответственно этим ожиданиям. Но так как пока у Эйсава это плохо получается, то Ицхак хочет ему в этом помочь, снабдить его дополнительными силами в виде благословений.


Мать, Ривка, считает иначе: она уверена, что благословения должен получить тот, кто их заслуживает уже сейчас, то есть Яаков. Но как их заполучить? Она решает прибегнуть к хитрости, которая нам известна.


Эта остросюжетная история — не просто так написана. Она для всех потомков праотцов, — то есть нас, — является примером. Суть бытия еврея заключается в служении Б-гу, изучении Торы и исполнении заповедей. Но поскольку и то, и другой связано с материальностью, — как помогать другому, если у самого ничего нет — то аскетический образ жизни — это плохое решение. Человек должен заниматься материальностью: работой, бизнесом, достатком и так далее, но делать он должен это, понимая, что цель всего — духовность. Подобно Яакову, облачающемся в одежду Эйсава (символизирующего материальность); другими словами, пойти на хитрость, показывая важность материальных аспектов лишь внешне. Да, занимаясь мирскими вопросами, приходится этот мир "обманывать". Но всегда нужно стараться помнить, что истинная суть человека не заработке, а в том, на что этот заработок идет. А идет он на духовные ценности: изучение и добрые дела, коими называются все 613 заповедей Торы.


Шабат шалом!


Мамаш Скалка




  • b-facebook
  • Vkontakte - Black Circle
  • YouTube - Black Circle